October 2015

Отдача от тренинга…

27-29 октября 2015 года по инициативе Ташкентского офиса DVV в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров работников системы ССПО прошел тренинг «Интерактивные методы в обучении взрослых». Проводила данное образовательное мероприятие, выпускница программы CG, доцент факультета международной журналистики УзГУМЯ, кандидат филологических наук Ирода Исмаилова.

 

27-29 октября 2015 года по инициативе  Ташкентского офиса DVV в  Институте повышения квалификации и переподготовки кадров работников системы ССПО прошел тренинг  «Интерактивные методы в обучении взрослых». Проводила данное образовательное мероприятие, выпускница программы CG, доцент факультета международной журналистики УзГУМЯ, кандидат филологических наук Ирода Исмаилова.

В тренинге участвовали 17 преподавателей из различных высших учебных заведений, Центров повышения квалификации педагогических кадров регионов Республики Узбекистан и города Ташкента. Тренинг проводился на узбекском языке, и главной его целью  было пробуждение у обучающихся интереса к применению современных и разнообразных методов в обучении; обогащение их профессиональными навыками в использовании интерактивных методик. Три полных дня участники  при помощи различных упражнений, презентаций, демонстраций конкретных методов «погружались» в специфику обучения взрослых, постигали «науку» эффективной коммуникации со взрослыми учащимися.

Показ привлекательности интерактивного обучения в образовании взрослых не был самоцелью тренинга. Вся программа тренинга, каждая его сессия была нацелена, в соответствии с принципами крупнейшего американского специалиста в области андрагогики М.Ноулза, на «подготовку компетентных людей, таких, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни». 

Всегда трудно писать, а тем более оценивать образовательный процесс, в который вложены не только твои знания, творческие усилия, но и частицы твоей души, твоей любви к своей профессии, своему признанию. Поэтому попробую рассказать о нашем тренинге с позиции статьи, на которую я натолкнулась недавно в Интернете. Она называлась «5 принципов эффективного обучения или Как получить отдачу от тренинга?».

          

В качестве первого был назван «принцип активности». Согласно ему, участники во время тренинга должны вовлекаться в специально подготовленные действия. Что ж, в этом плане наш тренинг явно удался. Начиная с вводной части тренинга, и в упражнении на знакомство «Цепочка имен», и в работе на выявление ожиданий от тренинга «Дерево ожиданий», и в  принятии правил совместной деятельности участники были органично вовлечены в активный процесс познания и участия. 

В немалой степени активизации обучающихся способствовал «ритуал поощрения», проводимый тренером в начале каждого дня. Специальными значками-символами отмечались  участники, отличившиеся в предыдущий день. Как показал анализ последующих сессий, этот метод сыграл свою положительную роль в динамике группы: участники стали активнее, более ориентированными на результат. 

Второй принцип, почерпнутый мною из вышеназванной статьи, назывался «принцип творческой позиции». Т.е. тренер должен создавать такие ситуации, в которых участники могут сами делать практические выводы и проявлять индивидуальность, используя свой опыт. Думаю, и этот принцип в нашем тренинге был реализован. Методы «Молчаливая дискуссия», «Дебаты», «Коммуникативная тройка» позволили участникам самим сделать выводы о необходимости применения различных методов в рамках обучающего процесса, соблюдения их баланса, о преимуществах интерактивного обучения, продуманном использовании вербальных и невербальных средств в коммуникациях ОВ, дали возможность участникам «раскрыться», поделиться своим опытом, своими методами обучения.

Принцип осознания, как подтвердил наш тренинг,  также  играет важную роль в образовании взрослых. Во время рефлексии, некоторые участники высказывались по поводу того, что интерактивные методы, новые образовательные технологии требуют много вложений, материальных затрат, а не у всех они есть. Упражнение «Коммуникационная веревочка», осуществленное с помощью обычной бельевой веревки и прищепок, метакарт из белых листов А4; работа по методу «4 стихии» с использованием уличных камешков, стакана с водой, свечей; демонстрация методов формирования групп с помощью монеток, мелодий, цветных стикеров наглядно убедили участников в том, что сложные упражнения можно и нужно делать простыми способами и доступными средствами.

Реализации принципа реалистичности  на нашем тренинге способствовали ролевые игры «Модератор», «Проигрыш» (по методу «Сэндвич»), работа в группах «Проблемные слушатели», кейс-стади «Зеленый свет» и т.п. Все они были нацелены на то, чтобы все происходящее на тренинге было максимально приближено к реальной профессиональной деятельности участников.

 Думаю, что и принципу партнерского общения наш тренинг соответствовал. Как отмечали сами участники, атмосфера была теплая, искренняя, благотворная. Было стремление тренера «охватить» каждого участника, учесть его индивидуальность и опыт. Отношения между участниками также были доброжелательными, уважительными, обсуждения носили конструктивный характер, в группе царил поистине командный дух.

Удалось ли достигнуть прогнозируемого результата? Надеюсь, что «да». Сами участники, по завершении тренинга, написали в розданных анкетах, что «получили такой запас интересных методов и образовательных технологий, что хватит на много лет вперед», что «ценность данного тренинга в практической нацеленности», «в демонстрации конкретного опыта», «в создании особой атмосферы взаимодействия».

Примечательно, что в упражнении «Сундук сокровищ», основанном на методе оценки, участники прикрепили к «сундучку» метакарты с методами, продемонстрированными в ходе трех дней тренинга и понравившимися им.  Не был «забыт» ни один метод. Как отмечали сами участники, им понравились все. Не в этом ли яркое подтверждение отдачи от тренинга?!