July 2016

Образовательная поездка партнеров проекта DVV International в Германию

Предыстория:

В марте 2015 года, при поддержке Европейского Союза, Институт международного сотрудничества Немецкой Ассоциации образования взрослых (DVV International) начал новый 3-летний проект под названием «Усиление роли молодежи в достижении устойчивых изменений» в рамках "Партнерской программы миротворчества" ЕС. Проект финансируется Европейским Союзом (80%) и немецким Федеральным министерством по экономическому сотрудничеству и развитию (20%). Проектная деятельность ориентирована на семь районов ГБАО и город Хорог.

С 28 мая по 06 июня 2016 года состоялась недельная образовательная поездка в Германию с  участием партнеров и заинтересованных сторон проекта «Усиление роли молодежи в достижении устойчивых изменений» осуществляемого при поддержке Института международного сотрудничества Немецкой Ассоциации образования взрослых (DVV International), в Республике Таджикистан в

Делегацию сопровождали сотрудник Ташкентского регионального офиса DVV Равшан Баратов, директор представительства DVV International в Республике Таджикистан Зарина Халикова и координатор проекта Киёмиддин Давлатов.

Бонн – бывшая столица ФРГ  

По приезду (Душанбе – Москва- Дюссельдорф) наша делегация остановилась в городе Бонн. Расположенный у берегов реки Рейн, Бонн был столицей Федеративной республики Германии с конца второй мировой войны до распада берлинской стены. Как один из старейших городов Германии, он славится своими крепостями, замками, музеями, театрами и другими старинными зданиями. Здесь родился и жил великий композитор Людвиг Ван Бетховен.

В современной Германии Бонн считается одним из центров международного сотрудничества. Здесь находятся головные офисы различных международных организаций, в частности ООН.

DVV International, Бонн

Первая встреча делегации состоялась в конференц-зале гостиницы «Европа» города Бонна. Господин Хекеберт Хинзен – консультант DVV International, до недавнего времени возглавляющий ее, и руководитель департамента проектов по Центральной Азии при головном офисе DVV International госпожа Текла Келберт, ознакомив делегацию с программой пребывания; уточнили, что она составлена согласно ранее проведенного опроса ожиданий членов делегации. «Мы надеемся, что ознакомление с целью, задачами и деятельность нашей организации, а также наших партнёров занимающихся обучением молодежи и взрослых в Германии, будут вам интересны и полезны в реализации наших с вами проектов в вашем регионе», отметили они.

На встрече в центральном офисе DVV International было отмечено, что организация работает, как на национальном, так и на международном уровнях. Она поддерживает европейский и международный информационный и предметный обмен по вопросам образования взрослых и молодежи; создания, развития, и расширения подобных структур в развивающихся и переходных странах, создает возможности повышения квалификации; получения консультаций и технических средств обучения для межкультурного образования и изучения европейской политики.

Подготовка проектов в отдельных странах проводится совместно- по региональным и программным областям, которые совместно планируются, управляются и в итоге оцениваются. Представительства в странах и регионах Африки, Азии, Латинской Америки и Европы организуют сотрудничество с партнерами на местах.

Сотрудниками DVV International по Таджикистану Киёмиддином Давлатовым и по Армении Назарет Назаретяном были сделаны презентации, реализуемых совместно с центральным офисом организации, проектов по образованию взрослых в Таджикистане и по истории в Турции и Армении.

Народные Университеты и DVV

DVV является институтом, входящим в состав Немецкой Ассоциации Народных Университетов (DVV - Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.). DVV – это федеральная ассоциация 16 земельных ассоциаций Народных Университетов (VHS - Volkhochschule) Германии. Она представляет интересы членов ассоциации и около 1000 народных университетов, как на федеральном и европейском, так и на международном уровнях.

Консультативный совет по переподготовке кадров и международным вопросам консультирует DVV и DVV Iinternational.

Народные Университеты являются центральными учреждениями повышения квалификации и переподготовки кадров в Германии. Они расположены в населенных пунктах. Ежегодно здесь обучаются около 10 миллионов участников.

 

Народный университет Бонна

Ознакомительно-образовательные встречи делегации начались с посещения Народного университета (VHS) Бонна. Директор университета г-жа Инграйд Шёл рассказала, что университет был создан в 1904 году. Он создавался как снизу, по инициативе жителей, так и сверху, по решению городских властей. Собственное здание университета был построен в 1924 году. Новое здание, это бывшее здание городского Совета, без права ее перестройки, нам был передан городским Советом в прошлом году, отметила она.

По словам директора, наиболее крупными помещениями здания являются актовый зал на 150 мест, где проводятся встречи, лекции другие образовательные и культурно– познавательные мероприятия, библиотека с огромным количеством научной, учебной и другой литературы, 2 спортивных зала, кухня, столовая, и 29 семинарских классов.

Учебные помещения рассчитаны на 15 до 20 человек и оборудованы современными техническими средствами. В настоящее время больше всего слушателей из арабских стран– из числа вынужденных беженцев. Их, прежде всего, бесплатно обучают языкам. Программа обучения составляются согласно потребностям слушателей и утверждается каждые полгода. Слушатели курсов, после сдачи экзаменов получают сертификаты. Если слушатель не смог сдать экзамены, то он не получает сертификат до тех пор, пока не освоит программу и навыки.

35 сотрудников-доцентов университета ежегодно проводят до 2 тысячей курсов по различной тематике. В ходе лекций преподавателей– доцентов университета, было отметено, что программа обучения в университете состоит из семи разделов. Это политика, международные отношения, экономика, обучение на протяжении всей жизни для взрослых, языки, профессиональное образование и квалификация, культура и творчество, ювелирное дело и здоровье. Доходной частью бюджета университета считаются курсы по обучению языков.

По словам преподавателей, университет считается неправительственной организацией. В федеральном законе определено место народных университетов, и учебные программы ими разрабатываются самостоятельно, и утверждается ими же. Согласно Уставу, они берут обязательство перед народом, в частности перед учащимися, за качество обучения.

67% слушателей курсов университета охвачены обучением через Интернет. Университет также проводит консультирование по тому как продолжить свое образование, как менять обстановку в работе или саму работу, профессию, отношения. Сотрудники изучают их жизнь, занятия, интересы, круг друзей и дают консультации как их изменить к лучшему.

 

Музей «Дом истории»

Помимо, встреч и лекций делегации была представлена возможность посетить культурные учреждения. Посещение музея «Дом истории» Бонна, рассказывающей об истории Германии в годы Второй мировой войны и до наших дней, оставило членам делегации особые впечатления. Немецкий народ, признавая вину своих лидеров периода войны, демонстрирует в музее начало, ход и последствия этой трагедии. Современная Германия, как одна из прогрессивных держав, осуществляет свою миротворческую миссию во всем мире, и всячески помогает развивающимся странам, с тем, чтобы помочь их развитию.

 

Центр профессии Университета города Кёльна

Город Кёльн один из старейших городов Германии находится на западной части страны. Помимо других значимых социально-экономических и культурных учреждений здесь расположен наиболее известный во всей Германии и за ее приделами университет. В этом высшем учебном заведении одновременно обучаются более 45 тысяча студентов.

Цель приезда нашей делегации в Университет Кёльна заключалась в ознакомлении с деятельностью факультета образования взрослых и магистратуры. Факультет занимается изучением потребности рынка труда в специальностях. С учетом проведенных исследований, образованный в 2010 году Центр профессии факультета проводит тренинги для тренеров, консультации и курсы профессионального обучения взрослых.

Преподаватели, совместно с государственными, неправительственными, международными и местными организациями в основном заняты обучением студентов по работе с сообществами. По итогам их обучения проводится ярмарка проектов. Обученные студенты (это примерно 60-80 человек) участвуют в реализации 18 - 20 проектов. Подобное сотрудничество организовано и с производственными предприятиями.

Руководитель «Кафе– центр» (один из подобных проектов) отметил, что совместно с профессиональным центром университета, ее 90 юридических и частных членов, проводят различные культурно-массовые, развлекательные и гуманитарные мероприятия; помогают в решении проблем, как детских, так и взрослых сообществ; по возможности оказывают им моральную и материальную поддержку.

 

Центр «Католическая церковь»

«Центр, хотя и имеет название католической, но прямого отношения к религии не имеет»- отметил на встрече с делегацией заместитель директора центра Штефан Ивас.

По словам собеседника, центр начал свою деятельность после Второй мировой войны. «Тогда из восточных стран в Германию возвращались сотни тысяч пленников. Им нужно было работать и жить дальше. Для этого в первую очередь им нужно было обучаться и получить профессию. Руководствуясь девизом «Обучаться, научиться, нарабатывать и жить», был создан и начал выполнять подобную миссию и наш центр», отметил он.

Центр, в сотрудничестве с другими организациями, в основном привлекает молодёжи от 16 до 20 лет, к занятиям и курсам по обучению профессий, решению их жилищных проблем, устройством на работу, реабилитации неблагополучных семей; участвует в решении проблем вынужденных мигрантов и беженцев. Он совместно с другими организациями также проводит для них информационные курсы; размещает детей до 16 лет в более благоприятные места проживания, выясняет их образовательный уровень и навыки, организовывает для них дополнительное обучение.

«Решая проблемы молодёжи сегодня, мы создаем их благополучное будущее», заключил наш собеседник.

 

Общая школа имени Лизе Майтер

Пример тому мы увидели в работе одной из общеобразовательных школ имени Лизе Майтер (австрийско-немецкий ученый физик-ядерщик 1878-1968 гг.)  города Кёльна. Школа распложена в одном из уютных, тихих спальных районов города. Посетив учебные мастерские школы, невольно вспомнил свои школьные годы. Здесь ученики старших классов обучаются таким ремеслам, как работа по металлу, дереву, садоводству, созданием и ремонту различных несложных бытовых оборудований.

Занятия с учащимся в мастерских проводят в основном мастера- члены общественной организации «Conaction» (Контакт). Наша цель, говорить мастер Джозеф Томас, прививать ученикам вкус к профессии. По договору с Союзом ремесленников, ученикам- закончившим курсы обучения, выдаются сертификаты, где указан перечень навыков, которым каждый из них владеет. Они по своему выбору могут поступать на учебу в профтехучилища или на работу.

 

НПО «Школа политической рабочей группы»

По возвращению в Бонн, на следующее утро, мы посетили НПО «Школа политической рабочей группы». «Организация создана в начале 60-их годов прошлого столетия и работает в основном со школьниками, рассказал на встрече с членами делегации ее руководитель Стефан Норман. Создаем для школьников кружки с целью защиты их интересов и прав, путем проведения лекций,  бесед, встреч, семинаров и т п. Для этого, по структуре, в каждом классе, школе, районе, городе, в 16 федеральных землях и даже в Бундестаге (Парламенте) школьники имеют своих представителей. Школьники действуют совместно со своим представителем- учителем. 

Ест у нас и проектные работы. В частности по работе с людьми с ограниченной возможности и многое другое.

 

Федеральный центр по гражданскому образованию     

Данное учреждение было создано в начале 50-их годов. Как выяснилось из рассказа ее сотрудников, оно было создано с целью обработки деятельности национал- фашистского прошлого и прививания гражданам основы демократического общества. Настоящее название оно получило в 1962 году. В 1991 году в Берлине был открыт его филиал по работе в Германии, .

Центр занят разработкой и выпуском информационной продукции различного формата, в частности книг, журналов, аудио и видео материалов. Центр имеет свои сайты. Они предназначены, как для детей, так и для школьников, студентов, другой категории молодежи и взрослых. Специальные программы разработаны для вынужденных мигрантов и беженцев. Темы публикаций разнообразны, от политико-экономических до социально-культурных и образовательных. 22 члена Бундестага, рассматривая и утверждая эти материалы, дают рекомендации по их совершенствованию.

Кроме всего, центр проводит различного рода встречи и фестивали, содержащие принципы и ценности реализации права человека и демократии. Они проводятся совместно с другими организациями.   

Правило работы центра одно – не навязывать свое мнение как единственно правильное4 мнения могут быть разные; каждый имеет право на свое мнение. Нужно дать своим слушателям возможность обсуждать их найти наиболее приемлемый вариант. Ограничение свободы- недопустимо.

 

Ассоциация в поддержку политических действий

Деятельность этой общественной организации сфокусированы на три основных направления. Первое, это политические знания и политическая активность, далее современные темы и проблемы, и наконец, методика обучения и действия.

Для этого, отметили на встрече в Ассоциации, по выходным планируют и проводят разного рода семинары для молодёжи, организовывают экскурсии по городам Германии. Здесь помогают различным категориям граждан в разработке методик и выборе инструментов деятельности для их сообществ.

Одним из таких примеров можно назвать ознакомительные поездки молодёжи в город Страсбург по вопросам прав человека, так как, там находится ряд организаций по защите прав человека.

 

Фонд «Работа и жизнь»

В городе Вуппертале, на северо-западе Германии наша делегация посетила Фонд «Работа и жизнь»  Организованный в 1946 Фонд является одной первых послевоенных организаций занимающаяся привлечением людей к работе, отметил на встрече с делегацией ее сотрудник Себастян Валтер. В те годы, вплоть до 1955 года из войны в Восточную часть Германии вернулись сотни тысяч солдат и офицеров, которые не знали чем заняться и на что жить. Профсоюзы не были в состоянии решать их проблемы. Мы объединили усилия профсоюзов и народных университетов федеральных земель. Задача была решать вопросы занятости, прививать людям демократические отношения, менять орудия войны на орудия труда. Наша организация составила наименования более 400 профессий.

Далее организация начала создавать образовательные центры. В настоящее время в 16 федеральных землях действуют 80 образовательных центров, где проводятся различные семинары и курсы. Источниками финансирования этих центров в основном является государство. Фонд же занимается исключительно разработкой обучающихся курсов и семинаров. Помогаем обучающим центрам в нахождения партнеров для реализации их идей и проектов. Темы курсов разные- от работы со школьниками по выбору обучения профессиям, до информационного обеспечения, участия в общественной работе и обмена делегациями.

 

Международный молодежный центр

Этот центр был создан в 1991 году на месте бывшей пожарной части.  По рассказу сотрудников центра, они в основном заняты решением проблем молодёжи и подростков. В районе, где находится центр,  проживают очень много мигрантов и беженцев. Исходя из этого, центр помогает родителям в полезном времяпровождении их детей, занимается решением проблем сирот, реабилитацией и снятием стресса прошедших ужасы войны; доставки и обеспечения их продуктами питания. В Кофе-центре проводят культурно-массовые и развлекательные мероприятия. При центре кроме комнат и мест для игр имеются помещения для решения бытовых проблем и приучения посетителей к профессиям.

 

PS. Решение проблемы образования взрослых в Германии является повседневным. Образование на всю жизнь не просто лозунг, а призыв к действию. Государство берет на себя большую часть расходов на профессиональное обучения населения. Более того, она поддерживает любую инициативу сообществ, финансирует проекты по образованию общественных организаций, помогает им в налаживании сотрудничества обучающих с работодателями, что считается одним из залогов успеха решения проблем безработицы и высокого уровня жизни в стране.

 

Шонавруз Афзалшоев.

Хорог-Бонн-Хорог.